Аускультация сердца

Сущность аускультации сердца

Аускультация сердца является древнейшим способом диагностики органа, но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.

Сущность метода заключается в выслушивании звуков, возникающих при работе органа.

Все о точках выслушивания сердца

  1. Первой является верхушечный толчок, позволяет прослушать левое атриовентрикулярное отверстие и митральный клапан;
  2. Второй точкой выслушивания сердца является II межреберье у правого края грудины — здесь прослушиваются клапаны и устья аорты;
  3. Третьей является II межреберье у левого края грудины — позволяет прослушивать клапаны легочной артерии;
  4. Четвертой считают нижнюю треть груди, рядом с которой расположено основание мечевидного отростка и место, к которому V ребро прикрепляется к правому краю груди — здесь выслушивается правое атриовентрикулярное отверстие и трехстворчатый клапан;
  5. Пятой является III межреберье, расположено оно рядом с левым краем грудины — ее считают дополнительной точкой, позволяющей слушать аортальные клапаны.

Аускультация сердца выполняется в вышеназванной последовательности. Для более полной картины вы можете скачать следующий рисунок (рис. 1. Аускультация сердца)

Все об аускультации сердца первой точки

Прежде всего перед человеком, который проводит исследование, стоит задача пальпаторно определить зону, в которой локализован верхушечный толчок, после чего на нее ставится фонендоскоп. Если пальпировать зону верхушечного толчка не удалось, определить левую границу тупости сердца определяют перкуторно, далее можно установить фонендоскоп в определенной границе. На следующем этапе пациент должен сделать глубокий вдох и выдох, после чего его просят задержать ненадолго дыхание. В этот момент специалист вслушивается в звуки, которые издает сердце, что необходимо для их определения и оценки. Первый тон прослушивается сразу после длительной паузы, второй определяется после менее продолжительной паузы.

Стоит также упомянуть о совпадении пульсового толчка сонной артерии или верхушечного толчка с первым тоном. Проверить это позволяет пальпация: установив кончики II и IV пальцев под углом, ориентируясь на нижнюю челюсть рядом с внутренним краем m. sternocleidomastoideus, врач находит правую сонную артерию (работая при этом левой рукой).

Нормальным соотношением считается звучность первого тона примерно в II раза выше по отношению ко второму. Если выслушивание этой точки показало, что второй выше нормы, это является основанием для констатации усиления первого, что называют хлопающим первым тоном. При равном соотношении первого и второго, а также в том случае, если первый тон слабее, врач констатирует его ослабление.

В некоторых случаях в верхней зоне прослушивается ритм, который включает в себя 3 тона. Зачастую здоровое сердце дает третий тон у детей. Обычно к моменту взросления он проходит. Как показывает статистика, всего у 3% людей в 20-30-летнем возрасте, у которых не наблюдается никаких патологий, выслушивается третий тон. Среди людей, более старшего возраста он наблюдается еще реже.

Аускультация сердца у взрослых пациентов часто показывает раздвоение тона или наличие дополнительных тонов, что является причиной трехчленного ритма сердца, который называют раздвоением первого тона, ритмом галопа, а также ритмом перепела. Ритмом перепела считается появившийся дополнительный тон в диастолу — он сопровождает открытие митрального клапана, зачастую вместе с ним приходится наблюдать хлопающий первый тон. В случае с ритмом галопа звучание первого ослаблено. В случае предшествования галопного первому тону, специалист констатирует наличие пресистолического галопа.

При следовании галопного тона за вторым врач констатирует наличие диастолического галопа. Если у пациента наблюдается тахикардия, тоны, которые стали причиной диастолического и пресистолического галопов, часто сливаются, следствием чего становится появление дополнительного звука, зоной которого является середина диастолы. Называют его суммированным галопом. В случае раздвоения первого звучность обоих систолических тонов практически равна.

Все об аускультации сердца второй точки

Пальпаторно, с помощью левой руки специалистом определяется точка, местом расположения которой является второе межреберье, рядом с правым краем грудины. В определенной зоне ставится фонендоскоп. Пациент глубоко вдыхает и выдыхает, после чего задерживает дыхание. Человек, которым проводится аускультация сердца, вслушивается в его звуки, определяя и оценивая их. При этом он слышит два тона. При опознании первого и второго специалист опирается на выше представленную схему.

Если у пациента не наблюдается никаких патологий, в данной точке звучность второго будет несколько превышать первый. При равном соотношении двух звучаний или в случае, если звучание второго тона ниже первого, специалист констатирует ослабленный второй тон. Если второй заменяется двумя нечеткими, это является основанием для констатации расщепления второй тональности, при четком ее выслушивании определяется раздвоение второго тона.

Все о проведение аускультации третей точки

С помощью левой руки пальпаторно перед врачом стоит задача определить точку, местом расположения которой является второе межреберье рядом с левым краем грудины. В найденную зону ставится фонендоскоп. Пациент делает глубокий вдох, выдыхает и на определенное время задерживает дыхание. В этот момент, вслушиваясь в звуки, которые издает сердце, врач проводит их определение и оценку. Услышать при этом удается 2 тональности. Методика их опознания была описана выше.

Если у пациента не диагностированы никакие патологические изменения, выслушивание данной точки покажет, что звучность второго тона превышает громкость первого.

В случае с патологическими изменениями соотношение двух тонов часто совпадает со второй точкой выслушивания. По окончании аускультации сердца третей точки специалист повторно прослушивает вторую и третью точки, что позволяет сравнить звучность второй тональности данных точек. При исследовании здорового человека второй тон этих точек имеет одинаковую громкость. Если вторая тональность по звучности где-то выше (при отсутствии ее ослабления), специалистом констатируется наличие акцента на второй тон по отношению к легочной артерии или аорте.

Проведение аускультации сердца четвертой точки

Действуя левой рукой, специалист пальпаторно определяет зону основания мечевидного отростка. Несколько выше правого края нижней трети груди ставится фонендоскоп.

Пациент делает глубокий вдох, выдыхает и на некоторое время задерживает дыхание. Далее специалист вслушивается в звучание сердца, на основание чего проводит их определение и оценку. Прослушать при этом удается два тона.

Если у пациента не наблюдается никаких патологических изменений, выслушивание данной точки показывает, что первый тон несколько выше второго. Ненормальным считается соотношение тональностей, схожее с первой точкой выслушивания.

Проведение аускультации пятой точки

С помощью левой руки пальпаторно специалистом определяется место, расположением которого является третье межреберье, рядом с левым краем грудины. После в определенную зону ставится фонендоскоп. Пациент делает глубокий вдох, выдыхает и на время, установленное врачом, задерживает дыхание. С целью определить и оценить звуки, которые издает сердце, специалист их внимательно прослушивает. При этом можно услышать два тона. Если каких либо патологий не наблюдается, оба тона (в случае с выслушиванием данной точки) имеют практически одинаковую звучность.

При изменении соотношений громкости первого и второго тонов, при прослушивании пятой точки самостоятельное диагностическое значение оно не имеет. Если звуки продленные, которые прослушиваются в промежутках, врач констатирует наличие шума. Если в промежутках первого и второго тона прослушивается шум, ему дают определение систолический. В обратном случае (между вторым и первым) шум определяют как диастолический.

В случае наличия шума над сердцем, специалист, проводящий исследование, должен определить его характер, что включает в себя:

  1. Фазу сердечной деятельности, в момент которой он возникает, это может быть диастола или систола.
  2. Место нахождения шума или точку, в которой он прослушивается сильнее.
  3. Громкость или слабость шума.
  4. Положение пациента, которое позволяет лучше прослушать шум (горизонтальное, вертикальное).
  5. Область прослушивания, которая не входит в точки аускультации.
  6. Особенности тембра.
  7. Его изменения в динамике: монотонные, нарастающие, убывающие, убывающе-нарастающие или нарастающе-убывающие.
  8. Особое внимание при этом уделяется продолжительности шума, поскольку он может наблюдаться как на протяжении всей фазы деятельности сердца, так и определенной ее части.

В том случае, если специалист выслушивает два или больше видов шума, в его задачу входит определение характера каждого из них.

 




Добавить комментарий: